В Доме футбола состоялось заседание исполкома БФФ. Главным пунктом в повестке дня значилось назначение генерального секретаря. Им, как и ожидалось, избрали Юрия Вергейчика — человека самого что ни на есть футбольного, теперь уже экс-директора солигорского "Шахтера". Стало быть, покинул пост генсека Сергей Сафарьян, продолжающий оставаться заместителем председателя БФФ. Как уже пояснял сам глава федерации Сергей Румас, "Сергей Вагаршакович с конца прошлого года ставил вопрос о прекращении совмещения им двух должностей".

Уже через 20 минут после начала заседания из музея БФФ донеслись аплодисменты — в меру бурные и продолжительные. Они возвещали о том, что назначение Вергейчика состоялось. По окончании исполкома Юрий Васильевич уделил время и журналистам.

— Для меня это вызов. А вызовов в моей жизни было много. Когда в семнадцать лет уехал от родителей в Старые Дороги — в "Строитель". Когда перешел в минское "Динамо": в столовой посадили за стол к вице-чемпионам Европы Алейникову с Гоцмановым — у меня ложка в руке тряслась. Когда перебрался за границу, а там люди по-русски, естественно, не говорят — и только по их мимике пытаешься понять, что от тебя хотят. Когда, наконец, переехал в Солигорск — а там тоже непросто. Причем во всех качествах — и как футболист, и как играющий тренер, и как главный, и как директор клуба.

В общем, вызовов хватало. И опыт накоплен большой. Не только в спортивной составляющей — в хозяйственной тоже. Последние шесть лет приходилось заниматься в Солигорске развитием материальной базы. Считаю, многое сделано. Впрочем, кое-что так и не удалось. Скажем, построить новый стадион. Думаю, ребята, которые остались в "Шахтере", справятся с тем, что я недоделал.

— Кстати, на кого оставляете клуб?

— В ближайшее время буду встречаться с генеральным директором "Беларуськалия" Иваном Ивановичем Головатым. Попросил у Сергея Николаевича Румаса две недели на то, чтобы в Солигорске передать дела преемнику. Кто им станет — пока не знаю. Хотелось бы, чтобы это был футбольный человек. Но хотеть-то мы хотим, да кто ж нам даст — как говорил Иван Григорьевич Щекин. А к работе в федерации приступаю с 21 мая.

— Как к вашей смене работы отнеслось руководство "Беларуськалия"?

Нормально. Я сразу взял время на раздумья. Все-таки — действующий контракт с клубом. У меня очень хорошие отношения с Головатым. И понятно, что нужно было прежде всего узнать мнение руководителей. Они были приятно удивлены. И отнеслись с пониманием. Пожелали удачи: "Это хорошее предложение, неожиданное для нас. Но мы уверены, что вы сможете многое дать белорусскому футболу". Иван Иванович напутствовал хорошими словами — и зажег зеленый свет.

— А когда поступило это предложение?

Примерно около месяца назад. На раздумья попросил неделю. Все-таки встретиться с гендиректором "Беларуськалия" получается не каждый день. Он человек занятой — постоянно в командировках. А само предложение Румаса было неожиданным и для меня самого. Хорошенько подумал, взвесил все "за" и "против". Отечество призвало — значит, надо ему послужить. Не просто так звезды сошлись, что меня позвали на столь серьезную должность. Это сигнал свыше. Я, наверное, первый генсек федерации из числа бывших футболистов. Сейчас власть дается футбольному человеку, который получает возможность управлять федерацией. Понимаю, что для всей футбольной общественности страны это шанс. И всем нам нужно им воспользоваться.

Не знаю, сколько проработаю в этой должности. Но со временем хотелось бы передать полномочия такому же футбольному человеку. Неважно, что сегодня — Вергейчик. Завтра будет Иванов, Петров и так далее. Мы должны один другому передавать эту эстафету. Я — за разделение труда. Каждый должен заниматься своим делом. Основные статьи расходов федерации — это национальные команды, проведение чемпионатов и так далее. Иначе говоря — спортивная составляющая. А Вергейчик в спорте уже сорок лет.

— Первые шаги в новой должности?

Познакомиться с людьми. У нас десять департаментов и двенадцать комитетов. Так что времени на это знакомство уйдет немало. Нужно оценить их работу, вникнуть как следует. Это главная задача любого руководителя на первом этапе. А уж потом, когда появится право выбора — точечное усиление позиций. Кадры решают все. Главное в работе тренера — не ошибиться в выборе игроков. В работе руководителя — подобрать нужные кадры. Задач, которые предстоит решить, — уйма. Только надо идти совместно, единым курсом. А будут ошибки — будем их признавать. Никто закрываться от прессы не собирается. Без участия журналистов полноценного развития вида спорта не будет.

— Болевые точки?

Можно обозначить подготовку тренерских кадров. У нас есть и академия физвоспитания, и технический департамент, и Высшая школа тренеров. Все это нужно объединить — и систематизировать, чтобы мы увидели каждого талантливого тренера, развили его лучшие качества и применили их в нашем футболе.

Еще назову проблему посещаемости матчей. Здесь надо в хорошем смысле работать с регионами. Поднимать руководителей на местах, чтобы такие города, как Мозырь, Лида, Пинск, Сморгонь обязательно заявляли свои амбиции и выходили в высшую лигу. Я назвал города, в которых на футбол будет ходить по две-три тысячи болельщиков.

Вот — решение проблемы с посещаемостью. Но надо понимать, что поколение болельщиков в последнее время мы потеряли. Уж очень много вокруг соблазнов — интернет, трансляции европейских чемпионатов и так далее. Поэтому здесь мы должны работать совместно с вами — журналистами. Надо возвращать это национальное чувство, делать наш чемпионат хорошим продуктом. Без этого — никак. Надо завлекать на футбол молодое поколение, начиная с самого маленького возраста.

Когда играл в Бельгии — обращал внимание, что на каждый матч водили дошколят. Дали ребенку флажок, сувенир, накормили-напоили — тот уходит со стадиона с хорошим настроением. Так у него вырабатывается навык — а затем появляется и любовь к футболу. Тем более что его ведут заниматься игрой — во всех общеобразовательных школах обязательны уроки футбола. Поэтому нам нужно серьезно поработать, чтобы ввести вакцину футбола каждому жителю Беларуси. Если получится, будет и посещаемость, и все остальное.

— Как собираетесь развивать футбольную инфраструктуру в стране?

— Понятно, что нам нужно помогать клубам и регионам, где нет нормальной материальной базы. Для меня сегодня весьма печальна ситуация в детско-юношеском футболе в Минске. "Шахтер" два года подряд выигрывает первенство лицензирования в старшей возрастной категории. Так в Солигорске — сто тысяч населения. В одном только Фрунзенском районе Минска — триста. А много там полей? А когда я тренировался, в центре столицы их хватало. Сейчас ничего этого нет. Более того, и нового не построено. И мы удивляемся, почему у нас мало качественных футболистов. Потому что материальной базы нет. А Солигорск только четыре года назад интернат создал — и уже громит всех подряд. Так что качественную работу следует начинать именно с материальной базы.

— Ощущаете поддержку Сергея Румаса и Сергея Сафарьяна?

Румас ведь и делал мне это предложение. Что касается Сергея Вагаршаковича, то хотелось бы использовать его опыт, накопленный здесь в последние годы. Этот опыт, его связи мне сейчас на первом этапе работы, конечно же, очень нужны — и могут пригодиться.

— Не смущает, что в последнее время федерация имеет негативную репутацию? Все эти бесконечные скандалы…

Но я же знаю, куда иду. И знаю, чем могу помочь. Служить отечеству — это же не просто деньги получать. Деньги, здесь, кстати, небольшие — сопоставимые с теми, которые имел в Солигорске. Так что вопрос денег абсолютно не стоит. Я воспитанник советской системы. И хочу все лучшее, что мне преподавали мои гениальные учителя, передать и своим подчиненным и ученикам. Вижу, что могу пожертвовать собой на благо белорусского футбола. И уверен, что все у меня получится.


Источник: https://www.pressball.by/pbonline/football/85132