Солигорский “Шахтер”, неудачно стартовавший в чемпионате, после смены главного тренера Марека Зуба на Сергея Ташуева набрал мощный ход. Гораздо увереннее стал смотреться и пришедший зимой из карагандинского “Шахтера” полузащитник Юлиус СЗОКЕ. В частности, в воскресном поединке с “Лучом” именно 23-летний словак открыл счет красивым ударом. Вчера же он дал по телефону интервью корреспонденту “ПБ”.

— Поздравляю с очередной победой. В матче с “Лучом” тебе удалось забить прекрасный гол...

— Сам удивился. Мы разыграли угловой, мяч оказался у меня — вошел в штрафную и пробил. Здорово, что удар получился!

— “Шахтер” набрал приличный ход. Что помогло?

— Поменялся тренер, теперь другая тактика. Хотя и на старте сезона смотрелись неплохо, но не хватало фарта. А после прихода Сергея Ташуева стали хорошо обороняться, мало пропускать. Видимо, его схема нам больше подходит, а прежняя — нет, хотя это не значит, что она была плохой. Но теперь что-то изменилось и в головах. В коллективе приятная атмосфера.

— Вас ждет встреча с БАТЭ. Едете в Борисов за тремя очками?

— Хотим выигрывать в каждом матче, поэтому было бы здорово сделать это и в следующем туре. Устроит ли ничья? До матча нацеливаемся на победу, а там будет видно.

— На “Борисов-Арене” ты уже бывал?

— Нет. Против БАТЭ я вообще никогда не играл. Но, конечно, слежу, как у команды дела в чемпионате. В курсе, что у нее недавно тоже сменился тренер. Не знаю, как подобные перестановки обычно работают в Беларуси, сколько времени надо, чтобы они подействовали. Но, по моему опыту, приход нового рулевого всегда придает команде импульс, новую энергию.

— Видно, что ты сам прибавил по ходу сезона...

— Это же мой первый сезон в Солигорске. Акклиматизация всегда требует времени, но кому-то нужны два месяца, а кому-то две недели или даже одна игра. Надеюсь, период адаптации уже позади. Чувствую себя в команде хорошо. Мне и на старте сезона нравилось в “Шахтере”, только у команды не было результатов. Если бы начали побеждать со старта, то и я приспособился бы быстрее.

— Как тебе чемпионат Беларуси?

— Он похож на казахстанский. А вот от словацкого отличий больше. У меня на родине прежде всего внимание уделяют технике. В странах же бывшего СССР футбол довольно силовой. Чтобы здесь играть, нужна хорошая физическая готовность. Что касается уровня, то ведущие клубы Казахстана и Беларуси сопоставимы по классу. Имею в виду БАТЭ, наш “Шахтер”, “Астану”, “Кайрат”.

— Сама Беларусь больше напоминает Словакию или Казахстан?

— Казахстан. Для нас, словаков, все республики бывшего Советского Союза похожи и воспринимаются как “русские” страны. Моя родина стремится в Европу, тянется к Германии, Франции, но при этом возникает много хаоса и стресса. В Беларуси же все более спокойно, и мне это по душе.

— Нравится жить в Солигорске?

— Вполне. Другие легионеры “Шахтера” в свободный день спешат выбраться в Минск, а мне это не надо. Не очень-то люблю мегаполисы — предпочитаю небольшие города наподобие Солигорска. Мне не нужны постоянные походы в кафе и рестораны. Предпочитаю оставаться дома — снимаю здесь квартиру. В магазинах есть все, что нужно. А в свободное время лучше просто поспать, отдохнуть, восстановиться...

— В одном интервью ты говорил, что много спишь.

— 12-13 часов в сутки. Говорят, это чересчур, но по мне — в самый раз. После завтрака мой организм просит вздремнуть, после обеда — тоже. Если же по какой-то причине не удается, а потом нужно идти на тренировку, то чувствую себя уставшим и разбитым.

— Ты ведь человек верующий?

— Да, хожу в костел. В Солигорске он есть. Предпочитаю наведываться туда по воскресеньям, если у нас выходной.

— Что еще делаешь в свободное время?

— Читаю. Например, биографии. В этом году ознакомился с книгой об Арсене Венгере — для меня это легенда. Ведь “Арсенал” — мой любимый клуб.

— Как тебе белорусская еда?

— Я непритязателен, устраивает все. Есть блюда, которых нет в Словакии — например, гречка. Но привык к ней в Казахстане, ем охотно. Как и плов, который на моей родине тоже не готовят.

— В Казахстане ты играл за “Шахтер” — как и в Беларуси. Интересное совпадение...

— Ха, в Словакии у меня даже спрашивают: “У этих клубов что, один владелец?” На самом же деле просто так совпало. В Чехии тоже есть “Баник” — это название означает то же самое, что “Шахтер”. В Словакии тоже были аналогичные команды в маленьких городах, но сейчас уже нет.

— В шахте ты был?

— Да, причем и в Караганде, и в Солигорске. Не хотел бы там работать. Темно, страшно. Чтобы там работать, нужно быть очень сильным как физически, так и морально. У меня после двух часов под землей возникло депрессивное ощущение. Не понравилось.

— В Караганде часто вспоминают, как в 2013-м выбили из Лиги чемпионов БАТЭ?

— Есть такое. У тамошнего “Шахтера” ведь не очень богатая история. Там любят рассказывать и о двух титулах чемпиона Казахстана, и о еврокубковых победах над “Селтиком” и БАТЭ...

— В Казахстане ты пересекался с белорусами?

— С Ваней Садовничим, а еще с доктором Андреем Переходом. Когда получил предложение из Солигорска, расспросил их о вашем чемпионате и “Шахтере”. Раньше я знал, что в Беларуси есть команда с таким названием, но не более того. А они рассказали, что белорусская лига похожа на казахстанскую.

— Ты говорил, что болельщики в Караганде отличаются от словацких. А как в Солигорске?

— Ближе к казахским, и мне это по душе. У меня на родине зрители ведут себя нехорошо. Если команда побеждает, они тихие. Если же проигрывает — начинают “пихать” футболистам. В Беларуси же никаких проблем. Даже после наших стартовых неудач я не слышал никаких глупостей. Поклонники нам говорили: “Ничего, все нормально”.

— Ты хорошо говоришь по-русски. Быстро выучил язык?

— Ох, мог бы объясняться и лучше. Когда только перебрался в Казахстан, там были словаки — главный тренер, коуч по физподготовке, потом подъехал еще один футболист. Поначалу общался в основном с ними, что замедляло освоение русского. Но все равно через два месяца уже почти все понимал. Правда, сам говорить немного боялся, особенно за пределами поля — скажем, в банке или при оформлении визы. Но через полгода исчез и этот барьер.

— Судя по фамилии, твои корни — в Венгрии?

— Там родился дедушка. Но паспорт у меня только словацкий. Предлагали и венгерский, но зачем он мне нужен? Я словак. Да, вырос неподалеку от Венгрии, бывал там, но языка не знаю, хотя на юге нашей страны многие им владеют.

— Когда “Шахтер” проводил матч в Витебске, диктор по стадиону неправильно объявил твою фамилию...

— Ха, он произнес ее как Секс. С тех пор ребята в команде меня подкалывают...

— Смотришь чемпионат мира?

— Да, когда есть возможность. Болею за сборную Бельгии, потому что это черный конь. Вроде не фаворит, но может пройти далеко...

— Темная лошадка?

— Точно. Все говорят о Бразилии, Аргентине, Франции, а бельгийцы не котируются столь высоко. Но мне хочется верить, что они способны стать чемпионами. А так, конечно, жаль, что в Россию не поехала сборная Словакии. Наша команда ведь заняла в отборочной группе второе место, но из-за худших показателей не пробилась в плей-офф.


Сергей Николаев, газета "Прессбол" №047 (4166) от 19.06.2018.