Андрей Климович: «На уроках истории и географии мне было по-настоящему интересно»

— Опиши школу, в которой учился?

— А я в двух школах учился: в 42-й и 44-й. Одна возле ГУМа, а другая на Немиге.

— Почему так?

— В моей первой школе поменялся директор, и сделали слишком крутое учебное заведение. В общем, выгнали всех неучей :)

— Ты был плохим учеником?

— С гуманитарными науками все было в порядке, а вот с точными – были проблемы. К сожалению для меня, в первой школе выбрали как раз техническое направление и я от туда в итоге ушел.

— Какие у тебя были любимые предметы?

— География и история очень нравились. На этих уроках мне было по-настоящему интересно. Физкультура, понятно, тоже была в фаворе.

— Любимый учитель был?

— Хорошо помню свою первую учительницу – Таисию Георгиевну. А так, я бы не сказал, что с кем-то из учителей у меня сложились какие-то особенные отношения. Хотя, в первой школе еще, запомнилась учительница английского – дала неплохую базу.

— Сильно ли футбол мешал учебе?

— Конкретно он начал мешать в 10-11 классах, когда уже приближался к профессиональному уровню. Нужно было больше времени уделять футболу, больше тренировок было, разъездов. А до этого – я бы так не сказал.

— Учителя бывают не только в школе, но и в любой другой сфере деятельности. Кого бы ты назвал своим учителем в футболе?

— Мне многое дали детские тренеры: Лагун Сергей, Мирончик Николай, Пехов Сергей – виделись, к слову недавно, общались. Они привили мне определенные качества, которые впоследствии мне помогли стать футболистом.


Элис Бакай: «Первая учительница каждый день проверяла, как у детей подстрижены ли ногти»

— Ты помнишь свой первый день в школе?

— Да, конечно. Запомнилось, что ка только мама отвела меня в школу и ушла, я заплакал. И мама тоже плакала. В общем, для меня это был определенный стресс. Плюс ко всему, я пошел в школу в 6 лет. А все мои друзья только на год позже – они еще были в детском саду. Бывало, что я уходил из школы до окончания уроков, чтобы поиграть с друзьями. Ведь они то заканчивали раньше меня, вот я и подстраивался :)

А так, как и любой ребенок, я не хотел всегда смотреть в книгу – я хотел играть в футбол.

— Ты хорошо учился?

— Был далеко не отличником, но и до неудовлетворительных оценок не опускался. Нормально учился. Для меня школа была важна, но на первом месте у меня был футбол – просто с ума сходил по нему. Но когда у меня появится ребенок, я сделаю все, чтобы он в первую очередь хорошо учился, получал образование. А в детстве я не понимал насколько это важно. Ведь, я мог бы и не стать профессиональным футболистом. А, по большому счету, ничего другого, кроме как играть в футбол, я и не умел.

— Какой у тебя был любимый предмет?

— Физкультура, конечно :) Но, если честно, уже когда был постарше, увлекся изучением юриспруденции. Поступил в университет и учился на юриста. И мне действительно нравилось учиться этой профессии. Удавалось совмещать с игрой в «Динамо» из Тираны. Но потом у меня появилось предложение из бухарестского «Динамо», надо было переезжать в Румынию. Так, в общем, я свое юридическое образование и не закончил.

— Вернемся к школьным временам. Кто был твоим любимым учителем?

— Насчет прямо любимого как-то никто не приходит в голову. Запомнилась первая учительница. Сейчас, правда, не вспомню, как ее зовут… Так вот она была очень строгой женщиной. Следила не только за нашей учебой, но и за внешним видом: подстрижены ли волосы, опрятна ли одежда и так далее. Представь, она каждый день проверяла, как у детей подстрижены ли ногти! Но и учителем она была действительно хорошим.

— Есть ли такой человек, которого ты бы мог назвать своим учителем в футболе?

— Когда я был маленьким, у меня был отличный тренер — Газменд Крайа. Он был не только учителем в футболе, он помогал мне по жизни, учил каким-то бытовым вещам. Я был у Газменда в команде 6 лет – с 9-ти до 15-ти. Уже в 16 меня забрали в основную команду в клубе «Партизани».

— Общаетесь ли вы сейчас?

— Да, до сих пор созваниваемся и обсуждаем самые разные вопросы.


Сергей Матвейчик: «Все, что касалось цифр, для меня было просто и понятно. С языками – чуть похуже»

— В школе ты же в Жлобине учился, правильно?

— Да.

— Расскажи, что это была за школа?

— Что касается учебного процесса, это была обычная общеобразовательная школа без каких-то специализаций. Но она была новой – шикарное здание. Не знаю, строят ли сейчас такие, может, в Минске и есть. Школа очень большая: два спортзала, два бассейна, шикарный актовый зал, большие холлы – просто космос.

— Хорошо учился?

— Нормально. Все, что касалось цифр, для меня было просто и понятно. С языками – чуть похуже.

— Любимые предметы, соответственно, математика и физика?

— Не то, чтобы любимые. Легко давались просто. Любимым предметом, все-таки, была география. У меня классная руководительница как раз географию и преподавала. И по математике тоже была хорошая учительница. Интересно, что они между собой дружили.

— Чем эти учителя тебя «зацепили»?

— Помимо того, что это были действительно профессионалы, конечно, своим отношением к ученикам и, в частности, ко мне. Даже поблажки какие-то у меня были из-за того, что играл за школу в футбол. Не знаю, проводятся ли сейчас такие соревнования. Но раньше постоянно играли: на город, на область. В общем, они мне всегда помогали. Да и, когда предмет дается, всегда проще найти общий язык с учителем.

— Самое яркое воспоминание о школе?

— Так сразу и не скажу… Это даже не яркое, а дикое. Запомнилось, как раньше школа на школу ходили драться. Сейчас не понимаю, как так можно было. Ерунда, конечно, полная. Но было и такое.

— Кого ты бы мог назвать своим учителем в футболе?

— Конечно, я тренировался и в Жлобине, но все-таки футболиста из меня сделали уже в «Гомеле». В первую очередь такие люди, как Белкин Игорь Давыдович, который меня вообще взял в «Гомель», Борсук Леонид Иванович… Ну и покойный Агеев Владимир Дмитриевич, который был главным тренером гомельского дубля. Но на протяжении всей карьеры я стараюсь учиться у каждого тренера, с кем работаю.


Юлиус Сзоке: «На математике и физике только и думал, как бы дожить до звонка»

— Описать свою школу? Ну, в начальной школе я учился в своем родном городке Гнуште – это четыре года обучения. Следующие три тоже в Гнуште, но уже в гимназии. А уже после седьмого класса я переехал в футбольную академию в городе Подбрезова. Там были классы, где учились только футболисты. Собственно, там я и закончил школу.

— Хорошо учился?

— Сначала – да. Но потом, как футбол стал большой частью моей жизни, учиться стал хуже. У меня не было проблем с оценками, да и экзамены я сдавал хорошо, ноприходилось много пропускать.

— Любимые предметы были?

—Для меня любимым был тот предмет, где надо было меньше делать уроков :) Ну, а если серьезно, то неплохо давалась биология.

— Математика, физика?

— Ох, тяжело. На этих уроках я только и думал, как бы дожить до звонка :)

— Были ли у тебя любимые учителя?

— Как таковых нет. Но скажу, что с мужчинами было попроще. Они знали, что я играю в футбол и поэтому шли на уступки, так как сами любили эту игру. У многих дети тоже тренировались в разных футбольных школах, так что мы понимали друг друга. А вот с женщинами-учительницами было немного сложнее.

— Кого бы ты мог назвать своим учителем в футболе?

— Однозначно, своего отца. Он сам меня тренировал с 4-х лет. Потом, конечно, у меня были тренеры: в академии, в клубах. Но и сегодня мы с ним много обсуждаем мои игры – он же все смотрит.