В просторный зал минского теннисного центра нас приглашают к 9.00. "С утра сыграл — день свободен! — с ходу шутит Олег Михайлович, взявший в компанию молдавского тренера "Шахтера" по физподготовке Георгия Кодицу. — Вот поспорили с Васильичем: сразимся на интерес, а потом в баньку!"

Ну а пока веселая "банька" поддает парку на корте. Для любителей оба управляются с ракетками вполне умело. Неутомимый фотокор Олег Малышев, во время съемки не долезший разве что до купола здания, интересуется: "Кубарев точно чемпион Латвии только по футболу во главе юрмальского "Спартака"? В теннис тоже нормально играет!"

Михалыч побеждает и здесь. А потом его дочь дает мастер-класс обоим футбольным тренерам. Впрочем, слегка жалеет папу и его коллегу — выкладывается не на всю катушку. "Аня, дай нам парочку плотных! Хочу попробовать поотбивать мяч при выходе к сетке. И чтобы вы видели: в теннисе все тоже очень непросто", — реплика адресована уже нам.

Согласны, непросто: с ударами Кубаревой-дочери ее "соперники" справляются через раз. Но и это ни в коей мере не нарушает отличную атмосферу — скорее служит дополнительным поводом для дружеских подначек. "Всерьез со мной она никогда не играет: ведет себя как профессионал, — отмечает Кубарев-отец. — Рад, что у дочери проявились спортивные гены и сильный характер. Вот и сейчас разбудила всех с утра пораньше: напомнила, что брать с собой на корт, и проверила, все ли взяли. Так у нас проходит каждый выходной: будит маму — готовить завтрак, будит папу — отвезти на тренировку. В общем, сразу начинает тормошить родителей". 

И ведь не зря: в четырнадцать лет Аня стала абсолютной чемпионкой Беларуси в своем возрасте. Хотя первые шаги давались нелегко: по сравнению со сверстниками в теннис пришла с опозданием на год-полтора. Наверстала — за счет желания и стремления. 

"Вижу, что у нее есть главное — высокая мотивация. Не существует ни единой причины для пропуска тренировки, — продолжает отец. — Сама сделала этот выбор, никто не уговаривал. Моя жена работает в школе искусств и раньше часто брала маленькую Аню с собой. Там она рисовала, играла на фортепиано и делала все с удовольствием. Но когда пришло время определяться, сказала: "Только теннис. А рисовать теперь буду дома".

А для Олега Михайловича большой теннис — физическая и эмоциональная разрядка. "Не могу себе позволить поиграть с ребятами в "квадрат" и побегать с мячом, как раньше. А ведь очень хочется! Но в возрасте за пятьдесят уже есть некоторые медицинские противопоказания. Плюс есть штаб помощников, у каждого из которых свои функции, а моя задача — все видеть… Да,  тренер и во время матча наматывает приличный километраж на бровке. Однако организму не хватает именно активного движения. Тем паче заметил: если позволю себе покушать как футболист — сразу лишний килограмм-другой добавляется. Поэтому надо или больше двигаться, или ограничивать себя во всем — организм склонен к быстрому набору веса. Плюс много сидячей работы: писать, анализировать… Потому теннис очень помогает". 

Интересно, отличаются ли эмоции Кубарева на тренерской скамейке во время футбола — и на болельщицкой, когда он посещает теннисные поединки дочери? "На них я также внешне спокоен. Но на самом деле внутри похожие ощущения. Очень переживаю, особенно если вижу равные игры со сложными соперницами. Тогда эмоции кипят вдвойне, но это и понятно — тяжелые матчи всегда добавляют адреналина". 

"Эх, что же ты без формы? Сыграли бы два на два!" — улыбается Олег Михайлович, завидев на пороге зала известного в белорусских спортивных кругах доктора Валерия Колесникова. И продолжает в диктофон, взяв небольшую паузу для передышки: "Вот из футбола Валерий Иванович крепко связан с теннисом. Большой его поклонник — у него много друзей в этом мире. Прежде всего, наверное, его возраста — что уже завершили карьеру — и руководителей. Колесников любит эту игру и хорошо разбирается в ней. А я пока не особо. Просто слежу за своим ребенком — и, естественно, посматриваю женский теннис. Мужским тоже интересуюсь. Не скажу насчет белорусского, но какой-нибудь матч суперзвезд могу посмотреть — если есть время. А вот на женский порой выкраиваю его специально".  

В советские времена за теннисом Кубарев не следил — более того, был абсолютно к нему равнодушен. "Помню, давно на сборах увидел, как еще сорокалетний Юрий Алексеевич Пудышев в теннис играл. А я тогда, получается, совсем молодой... Попробовал и понял: мне тяжело даже на таком уровне, поэтому довольно долго не решался начать. Да и сейчас надо было время научиться — почувствовать ракетку, мяч, его отскок. Хоть у кого-то, но взять базовые уроки. Или просто провести определенный период на корте, дабы понять, что к чему. Пока дочка была маленькой, мне хватало умений понабрасывать мяч — и вместе с ней его поотбивать. Когда появлялось свободное время, по утрам привозил ее на разминки и вместе с ней их проводил — иногда даже на четвертинке корта. А пользу в итоге получали оба".

Под эту дудку нельзя было не полюбопытствовать, кто из теннисных звезд импонирует Кубареву? "Не скажу, что болею за кого-то персонально, — ответил Олег Михайлович. — Но нравятся мастера, умеющие делать на корте то, что не могут другие, — мне просто интересно подмечать нечто необычное. Допустим, когда наблюдаешь за Шараповой, то видишь ее несгибаемый характер. А у нашей Виктории Азаренко для тенниса вообще есть все. Может, только мелкие недочеты в технических элементах, в которых не сильно разбираюсь. Но когда смотришь на Вику — видишь действительно современную теннисистку с сильной игрой и характером. И если она в хорошей физической форме, то это, можно сказать, образец. Серена Уильямс? Женский теннис воспринимается и как эстетика. Поэтому Уильямс больше интересна специалистам: вряд ли за нее болеют любители вроде меня".

И все же: кто для Кубарева лучший теннисист и теннисистка мира? "У мужчин это Джокович. Один пример: Новак знает, что кушает 110-й номер рейтинга — то есть настолько скрупулезно изучает соперников. Человек, для которого важна любая мелочь — для меня образец отношения к себе и профессии. У женщин, наверное, опять же выделю Азаренко. Но в целом в теннисе расклады быстро меняются: сегодня лучший один, завтра — другой". 

Кстати, занятный факт: коуч сестер Уильямс — Абдул Силлах — до недавнего времени целый год работал в Беларуси. Помогал многим нашим спортсменам разных возрастов, в том числе Кубаревой. Как говорится, стороны остались довольны сотрудничеством и до сих пор поддерживают дружеский контакт. Интересно, а сам отец что-то вправе подсказать дочке — или это исключительно тренерская прерогатива? "Папа ведет себя как мой главный болельщик: поддержит психологически, подбодрит, если приходится тяжело. Впрочем, как и мама со старшим братом, — вступает в разговор Аня. — А все конкретные указания по игре, конечно, дает тренер — Сергей Владимирович Скакун".

Обойтись без небольшого футбольного теста для юной теннисистки тоже нельзя. Насколько она погружена в отцовскую профессиональную тематику? Назовет ли лучшего игрока мира? Оказывается, не только назовет, но и добавит... "Это Криштиану Роналду. Но я больше люблю Лионеля Месси — и болею за "Барселону". Естественно, слежу за папиной карьерой. Теперь буду переживать за "Шахтер" и по возможности приезжать на матчи в Солигорск. Раньше из наших команд высшей лиги прежде всего знала о БАТЭ. А из белорусских игроков нравится Александр Глеб. Вообще всегда не прочь посмотреть с папой футбол, а он со мной теннис: отвечаем друг другу на вопросы — и объясняем кое-какие нюансы".

А на кого хочется походить самой Ане на корте? "Вместе с тренером ориентируемся на Симону Халеп. Думаем, буду похожей на нее по росту и телосложению — может, и по игре. А вообще очень люблю Викторию Азаренко и с нетерпением жду ее возвращения. Всегда отмечаю, как она настраивается на матчи — то есть ее характер". 

Тем временем тренировка подходит к концу: Кубареву-младшую еще надо отвезти на сбор в Стайки. На посошок — немного лирики. Чем она увлечена, помимо тенниса? "Всей семьей часто ходим в театры. Например, в Театр музкомедии и Театр-студию киноактера — на моего любимого Павла Харланчука. В остальном — музыка и кино, в которое выбираюсь с друзьями. На что-то еще времени особо не хватает: учусь в школе, много тренируюсь, выезжаю на турниры. Да и у папы зимний график тоже не прогулочный. Вот и сейчас "Шахтер" летит на сбор в Турцию, а у меня юношеский чемпионат Европы в Португалии"...

Удачи вам, Кубаревы, — и спасибо за игру!

Владимир ПИРОГ, Олег МАЛЫШЕВ (фото) для журнала "БОЛЬШОЙ ФУТБОЛ" (№2 (14) февраль 2017)

Пресс-служба ФК"Шахтер"