В среду минское “Динамо”, которое пока лишь теряет игроков, рассталось с очередным представителем основной обоймы — Владимиром Хващинским. А уже вчера о заключении контракта с 28-летним нападающим объявил “Шахтер”. Дорога ложка к обеду: мы пообщались с футболистом по горячим следам перехода — и услышали много любопытного...

— Судя по новостям последних дней, тема твоего перехода в Солигорск возникла не вчера. А когда?

— Сразу после окончания чемпионата. “Динамо” не предлагало продлить соглашение, и агент Валерий Русецкий сказал мне об интересе “Шахтера”. О других вариантах, которые тоже были, теперь говорить нет смысла. Принял предложение из Солигорска еще и потому, что парни, которых хорошо знаю — Андрей Климович и Саша Сачивко, очень положительно охарактеризовали команду: мол, все налажено на высоком профессиональном уровне. А договорились мы быстро.

— Заменить в атаке “желто-черных” ушедшего в брестское “Динамо” Дениса Лаптева — надо очень постараться. Или тебя видят в иной роли?

— Ха, еще не знаю! Но готов приносить пользу на любой позиции. И не надо так ставить вопрос, кого придется заменить: важно хорошо себя проявить — тогда будешь играть. А играть мне очень хочется.

— Как футболисты горняков, с которыми уже контактировал, отзываются о Сергее Ташуеве?

— По понятным причинам, сравнивают его с предшественником — Мареком Зубом. Говорят, небо и земля… Все изменилось в лучшую сторону в плане дисциплины на поле и в быту. А на тренировках и в матчах Ташуев добавил команде здоровой агрессии.

— После брестского периода ты игралв столице, а теперь предстоит совершенно новый этап. Чего чувствуешь больше: интереса или волнения?

— Поздно мне уже волноваться! Просто, когда переходишь в новый клуб, четко понимаешь: надо доказывать — условно говоря, начинать сначала. В “Динамо” тренеры и руководство давно знали мои сильные и слабые стороны. А в “Шахтере” все другое, и для футболиста любые подобные ситуации — вызов.

— В финансовых условиях приобрел или потерял?

— Плюс-минус одинаково.

— Поселишься на базе?

— Да. Будет время качественно готовиться к тренировкам, хорошо питаться, спокойно спать — и дети не станут отвлекать! А если серьезно, на выходных могут и сами ко мне приехать — и я к ним: расстояние от Минска недалекое.

— Сколько у тебя детишек?

— Трое.

— Ничего себе! Так понимаю, жена работает мамой?

— Конечно. Даше девять лет, Роберту три, Каролине восемь месяцев — с ними у Кати не остается времени практически ни на что другое.

— С кем напоследок пообщался в минском “Динамо”?

— С юристами и бухгалтерами, когда забирал трудовую книжку. И с работником пресс-службы Саней Строком, сказавшим пару теплых слов напоследок. С ребятами же я и так всегда на связи.

— А с Сергеем Гуренко? Или ему сейчас не до разговоров?

— Тренеры и футболисты действительно в подвешенном состоянии. Контракты закончились, никто ничего не знает... Вот болельщики у нас часто спрашивали: что там клуб? Всем интересно! А мы отвечаем точно так, как прочитаем в новостях — на том же сайте “Прессбола”. Пока не будет конкретных объявлений, команда осведомлена о ситуации не больше вас, журналистов.

— Человека, который в клубе прощается с игроками и пожимает им руку, сейчас нет?

— А у нас такой традиции особо и не было... Ну, есть директор Перников: если возникали какие-то вопросы, обсуждали их с ним. А раньше при расторжении контрактов ходили к Селимову — договориться по условиям и попрощаться. Но чтобы футболистов провожали, например, целым офисом — точно не припомню.

— Если бы динамовцы в прошлом году определились с хозяином, ты мог остаться?

— Что теперь об этом рассуждать? “Шахтер” предложил, я согласился. Факт есть факт — надо отталкиваться от него и ни о чем не жалеть.

— Из динамовской команды ушло много ведущих футболистов.

— Одно дело, когда контракт действует. Или его предлагают перезаключить, но ты не соглашаешься. Допустим, у меня трудовой договор с клубом закончился 28 декабря. Явиться на январский сбор без контракта и сказать: здравствуйте, я пришел? На ребят существовал спрос, они нашли новые команды, вот и все. Это обычная практика. Ну не заканчивать же карьеру, если в “Динамо” никто не может определиться?

— Тебе интересно, что с ним будет дальше?

— Конечно. В общей сложности провел там пять лет — почти половину карьеры. Буду и вспоминать, и переписываться с парнями, которые решат остаться в команде.

— Удивили слова Юрия Чижа о том, что его абсолютно не волнует, кому перейдет “Динамо”?

— Нет. Если честно, видели, что после ответной встречи с “Зенитом” в Лиге Европы Юрий Саныч дистанцировался от команды. И на играх не присутствовал, а ведь раньше редко их пропускал — только по очень важным делам. Сейчас же с августа и вплоть до конца чемпионата его, по-моему, не было ни на одном матче. Так что стало понятно: он отдалился — и, грубо говоря, “забил” на “Динамо”.

— После феерии на столичном “Динамо” никто не ожидал такого конфуза на “Петровском”. Есть объяснение тем 1:8?

— Что уже по сто раз повторять… Никто не мог понять. Может, не угадали с тактикой — или еще с чем-то… А если в двух словах, “Зенит” с Дзюбой и без него — разные команды. Шли вроде бы простые забросы, а он боролся за мяч и скидывал его. Однако вот так, буквально из ничего — из этих обычных забросов — создавались голевые моменты. После игры мы находились в шоковом состоянии. Но в футболе всякое случается. В первом матче у многих ведь тоже был шок: как так — минское “Динамо” побеждает “Зенит” 4:0?

— В чемпионате непонятной выглядела ситуация, когда Николич покинул “Динамо” за тур до его окончания, а ты просидел в запасе в последнем матче с минским “Торпедо”. Почему?

— Насчет меня так решил тренер. И, поверьте, подводных течений здесь не возникло. В конце сезона Гуренко говорил, что я какой-то уставший. Может, реально небольшой физический спад произошел — в связи с отголосками лета, когда проводил и матчи Лиги Европы?

— Как работалось под началом Сергея Витальевича?

— Нормально. И его интересные, разные, не нудные тренировки нравились всем. А непонятным в “Динамо” было совсем другое, когда в середине сезона вокруг команды начали ходить “мутные” истории — с Нойоком и Сачивко. Вот это, считаю, сильно нас надломило. А потом еще и Быков ушел… Понятно, взяли пацанов, которые не хуже. Но, мне кажется, после потери этих парней микроклимат нарушился.

— То есть с бронзой для “Динамо” все еще очень хорошо закончилось?

— Почему? Отстали от “Шахтера” лишь на очко. Впрочем, какая разница — второе или третье место? В Беларуси это не принципиально. А первое, понятно, “улетело” сразу...

— В отношении БАТЭ зависть порой не одолевала?

— Нет. А когда борисовчане удачно выступали в Лиге Европы, все мы вообще радовались. И я тоже — особенно голам Коли Сигневича. Что касается наших взаимоотношений в чемпионате... Ну, возьмите четыре последних матча с БАТЭ. Практически всегда примерно равная борьба — думаю, никто не скажет, что борисовчане нас рылом возили. И ведь вроде ни в чем им не уступали, но проигрывали с разницей в один мяч... Значит, что-то неправильно делали — или сами футболисты, или клуб.

— 7 (6+1) очков в минувшем чемпионате: по личной статистике для тебя год сложился хуже, чем два предыдущих в “Динамо”. Думал почему?

— Еще в Лиге Европы три забил — у меня всегда где-то в районе десяти голов. Понятно, хочется большего. Но вот этот рубеж — плюс-минус десять — никак не могу преодолеть.

— Болельщики говорят: если бы Хващинский реализовывал половину моментов — ходил бы в лучших бомбардирах...

— В позапрошлом году мог голов 25 забить, а сейчас столько шансов не имел. Да и играл со старта минуты до 60-й или выходил на замену в это же время. Если брать в целом, по тайму за матч. Впрочем, реализацию надо улучшать — что здесь еще ответить? Хотя порой сказывается и психология. Помню, зацикливался, когда довольно долго не отличался в 2017 году. Бьешь-бьешь — то штанга, то мимо... У нападающего такое бывает: почувствует нефарт — и дело вообще не пойдет.

— В августе ты огорчал и ДАК, и “Зенит”. А вот на чемпионатном фронте в части голов с этого месяца как отрезало. Переживал?

— Нет. А в конце сезона я уже совсем мало играл... Да и чего переживать? Готовишься ведь серьезно к каждому матчу — и хочешь помочь команде. Если же постоянно думать, что полгода не забиваешь — так никогда больше и не забьешь...

— Ташуев говорит, что в грядущем сезоне “Шахтер” будет бороться с БАТЭ за чемпионство. Веришь, что это реально?

— Если говорит — значит, поборемся.

— На первом сборе в команде появится и Януш, выступавший в Гродно на правах аренды. Как тебе конкурент?

— Знаю Колю, ведь вместе были в Бресте. Я помоложе: тогда только начинал и выходил на замену, а он в основном составе — помню, пришел из “Гранита”. Хороший нападающий. Но он больше габаритный: зацепиться за мяч, головой продавить... А я немного другого плана.

— Играя в “Минске”, ты сдружился с Ковелем. Как у него дела после ухода из “Немана”?

— Леня говорит, что наконец-то полностью восстановился после травмы. Плюс в Гродно у него вроде бы возникло недопонимание с руководством... Пока Ковель без команды — ждет. И хочет найти клуб в Минске — или поближе к нему.

— А с кем прежде всего будешь рад увидеться в “Шахтере”?

— С Сачивко и Климовичем пересекаемся часто — особо по ним не скучал! Игоря Бурко знаю по Бресту: приятно будет снова встретиться, как и с Янушем.

— Бобруйск от Солигорска сравнительно недалеко. Связь с родным городом есть?

— Нет. В Брест переехал маленьким, и уже там меня окружали все родные и друзья. Я и помнить-то не могу, почему так получилось — знаю только, что в свое время папа работал на “Белшине”.

— О чем мечтается в пору новогодних праздников?

— Желаю всем крепкого здоровья. Футболистам обходиться без травм. А главное, чтобы дети их радовали — и никогда не болели. В общем, счастья в семьях, которое не в деньгах или в чем-то другом — в детях. У кого они уже есть, тот меня поймет. А у кого пока нет, поймут потом!